«Может быть, всё, что я до сих пор написал, началось
с той фотографии. 1921-ый; небольшой венгерский городок Абони
за семь километров на запад от Солнока. Играя, по улице идет
слепой скрипачь. У музыканта изношенные ботинки. Левой ногой
он переступает колеи, которых оставило кованное колесо -
они слегка повoрачивают направо и изчезают вo мрачной глубине
фотографии. Его провожает босой подросток с кепкой.
Улица сухая - ноги у мальчика чистые. Вдоль улицы – деревянный
забор, видна часть дома, на окнах которого отражается небо.
Неподалеку стоит белая часовня. За оградой растут деревья.
У музыканта глаза закрыты. Он идёт и играет для самого себя
и для окружающего невидимого пространства.
Кроме обоих скитальцев, на улице ещё есть маленькое дитя.
Обернувшись на них, но смотрит вдаль, словно там, за кадром,
происходит что-то более интересное, чем на фотогрaфии.
День почти туманный: ни у людей, ни у предметов нет тени.
Скрипачь на левой руке несет палку, а его проводник – что-то
похожее на одеялчик. Скоро они пройдут, и музыка стихнет.
На фотографии останутся лишь дорога, ребёнок и знаки от колёс.
Уже четыре года меня преследует эта фотография, рaбота André
Kertésza.Где бы я не находился, повсюду ищу её трехмерных,
цветных версий, и иногда мне кажется, что нахожу.
<...>
Во всех этих местах на яркий экран пространства вписался André
Kertész, словно именно тогда время остановилось, и по-этому
современность оказалось ошибкой, насмешкой или предательством,
а моё пребывание на этих местах – анахроническим
и скандальным, ибо я появился из будущего. Но оттого мудрее
не стал - только более встревожен.
Пространство этой фотографии меня гипнотизирует, и истинная
цель всех моих путешествий – наконец-то найти вход в неё. <...>
Знаю, это было давно ,и, если хорошо подумать, -
может быть, вообще небыло.
Знаю, что за 85 километров, после 82 лет есть Будапешт,
Эстергом, и всё остальное, и слава, и величество, и всё,
что за века набераются во всех умах, жаждующих сохраниться
долше, чем им положено. Но моя Венгрия находится в Абони,
где я даже не остановился. Наверное, потому, что слепой
музыкант мог бы показаться повсюду, где не встретишь даже
хромой собачонки, во всех тех местах, о которых никто ничего
не знают,но из них устроен свет.
Жизнь его и сына сохранило только чудо.
"Фотографию сделал в воскресенье.
Тот слепой музыкант играл так красиво,
что я его слышу до сих пор."(André Kertész).»
Это отрывок перевела из книги Анджея Стасюка
По дороге на Бабадаг (за указанные ошибки буду очень
признательна),- подумала, что подходит для открытия такой темы.
Мне тоже очень нравится смотреть на старые фотографии, думать
о людях, которые смотрят на нас из прошлого, о их судьбах,
что их волновало, счастливы ли они…
У меня есть довольно большая коллекция старых фотографий
из интернета. Самыми красивыми я поделюсь здесь, с вами.
Будет очень приятно, если и вы присоединитесь.
А мне стало интересно, какая фотография произвела
на Анджея Стасюка такое впечатление…и вчера её нашла.
Вот она…
Отредактировано gotia (18-02-2008 20:59:39)